В районах с плохими грунтовыми условиями, с длительным зимним периодом и большими размерами снеготранспорта строительство стабильных дорог и их обслуживание традиционными способами с использованием снегозащиты и уборки снега обходятся весьма недешево. В данных условиях строительство временных зимних дорог и их обслуживание за счет уплотнения выпадающего на них снега может быть более целесообразным, чем строительство и обслуживание постоянного дорожного полотна.
Для строительства зимней дороги снег утрамбовывают и разгребают нивелирами, на реках промерзают проезды на льду. Такая дорога также может проходить прямо по замерзшему льду рек и озер.
Дороги обширно распространены в Сибири и на Крайнем Севере, в заболоченных районах, в местах, где отсутствуют мосты через множественные ручьи и реки, и в иных труднодоступных условиях.
Классификация зимних автодорог:
по истечении рабочего времени:
постоянные, обновляемые каждый зимний период в течение нескольких лет на одном и том же маршруте;
кратковременные, используются в течение 1-2 зимних сезонов;
разовое применение, которое используется для однократного проезда колонн автомобилей;
согласно расположению на земле:
сухопутные, прокладываемые на сухой земле;
ледовые, размещенные на льду рек, озер, водохранилищ или морей;
ледовые переправы через водный поток по сельским зимним и долговременным дорогам;
по длительности сезона:
обычные, которые предусмотрены для эксплуатации в период стабильных низких температур воздуха;
зимние дороги с увеличенным сроком службы, которые позволяют путешествовать зимой и часть (или все) летние периоды года.